Я давненько поглядывала на раздел документальной прозы в своем списке непрочитанных книг Харуки Мураками, но все не решалась затронуть его, пока слепой случай не предоставил мне такой шанс.

Наткнувшись на «Край обетованный» и «Подземка» в городской библиотеке, я, не задумываясь, забрала обе.

Но вот взявшись за «Край обетованный», я поняла, что не с того я начала читать. Как оказалось, это своего рода продолжение книги «Подземка». Я осознала свою оплошность и села было за «Подземку», но вскоре обнаружила, что я спокойно могу продолжать знакомство с событиями, описанными в «край обетованный» и это не помешает моему пониманию всей истории. Я просто сменила первоначальный угол обзора событий 20 марта 1995 года.

Когда я уставала от «края» я возвращалась к «подземке». Вскоре я заметила еще одну несостыковку. В библиотеке я наткнулась как бы на две части «Подземки»: «Подземка. Сокрушительное насилие» и «Подземка. Слепой кошмар». А ведь предполагалось, что это будет одна книга. Я немного удивилась, увидев две, но мне это не показалось странным, потому что в моем списке стояло две даты.  Начала я читать и здесь быстро сообразила, что что-то не так и снова чего-то не хватает. В итоге, предисловие и потерявшуюся первую часть я нашла в электронном варианте, который также помог мне разобраться с последовательностью повествования (видимо, издательство разделило книгу на три части, но в наличии были только эти две).

В конечном счете я со всем разобралась и начала погружение в ход событий того трагического для Японии дня.

В обоих книгах затронуты события 20 марта 1995 года, а именно зариновая атака в токийском метро, с тем лишь различием, что если в «подземке» говорилось о людях, пострадавших во время этой атаки, то в «крае обетованном» речь шла о «Аум Синрикё», религиозной секте, ответственной за произошедшее.

Сложно описать всю палитру эмоций, переполнявшую меня на момент прочтения всех книг. Злость? Гнев? Непонимания? Жалость? Все сразу накрыло меня с головой и сейчас все еще трудно отделить одно от другого.

Гнев на руководство секты и на тех, кто выполнил приказ и проколол пакеты с зарином в токийском метро и стали причиной смертей и болезней столь необъятного количества ни в чем не повинных людей. Злость на гос. структуры, которые вовремя и соответствующим образом не смогли среагировать на чрезвычайную ситуацию. Непонимание людей, которые беспрекословно выполнили столь абсурдный приказ. И Жалость к тем, кто погиб или пострадал от данного инцидента.

Казалось бы, какое мне дело до того, что случилось в далекой Японии более 20 лет назад. Но вот что-то отозвалось внутри на это событие, ведь никто из нас не защищен от подобной ситуации, да и не забыт тот случай террора в минском метрополитене 11 апреля 2011 года.

Не хочется заканчивать этот псевдообзор на такой печальной ноте, поэтому поспешу сказать, что еще больше стала восхищаться мастерством любимого Мураками, который собрал столь ценный материал, помог разобраться в деталях, и не навязывая свою точку зрения, изложил свою позицию на этот счет. В очередной раз убеждаешься, что настоящий мастер слова прекрасен не только в написании одних романов и коротких рассказов, но и демонстрирует свое небывалое мастерство в написании монументальной документальной прозы, вроде “Подземки” и “Края обетованного”.

И снова он.: 2 комментария

Оставьте комментарий