Как и обещала, возвращаюсь к прекрасному Цвейгу в новом году. Познакомил меня с данным автором мой замечательный (и пока действительно лучший) преподаватель немецкого языка. На какой-то из пар в порывах обсуждения Германии или чего-то, что с ней хоть как-то связано, Ольга Борисовна воскликнула: «Как?! Вы не читали Цвейга?!». И в этот самый момент я записала фамилию автора где-то на полях тетради, чтобы не забыть. И ведь не забыла. Странно, что в прошлом году я открыла только «Письмо незнакомки», но в этом году решила взяться за его творчество фундаментально. Думаю, пока я не буду браться за циклы биографий, хотя уже очень заинтригована. Пожалуй, продолжу свой путь знакомства с новеллами.

Шахматная новелла

Если честно, до того, как я взяла эту книгу, я была уверена, что в названии какая-то завуалированная метафора. Но нет, она действительно о шахматах.

Кстати, интересно и то, что это последнее и одновременно наиболее известное произведение австрийского писателя.

Здесь Цвейг мне открыл, кто же такие мономаны. Мне вот безумно понравилось это слово, да и значение, что в себе хранит – люди, которыми владеет одна-единственная идея, потому что, чем теснее рамки, которыми ограничивает себя человек, тем больше он в известном смысле приближается к бесконечному.

А еще познакомил с еще неизвестным медицине заболеванием – «отравление шахматами». Я собственно не очень разбираюсь в шахматах. Но мне как-то пришлось все-таки познакомиться с правилами игры за один день, потому что этого требовал на тот момент мой работодатель (во времена, когда я устраивалась на работу частной няней). Ощутила ли я весь этот азарт игры. Что ж, осмелюсь признаться, что я человек весьма нелогичный, так что подобная игра вызывает в моем мозгу всплеск отрицания, так что кроме ребяческих игр, я просто паталогически боюсь садиться за стол с кем-то мало-мальски осведомленным в этом (стоит признать) искусстве.

Естественно, не обошлось и без экранизаций, не только «Шахматной новеллы», но многие работы были экранизированы даже несколько раз. Однако, думаю, я все-таки не буду даже начинать их смотреть, я уже стала бояться одного этого слова «экранизация»? может когда-нибудь потом, когда все книги будут прочитаны и уже будет нечего терять.

24 часа из жизни женщины

Есть одно слово, которым, пожалуй, можно описать всю эту новеллу – это страсть. Всепоглощающая страсть. Вот только она может носить разный характер. У кого-то это страсть азарта, в которой переплетается жажда победы, богатства и адреналина. У других – это любовная страсть, которая завладевает всем твоим существом и причиняет невероятную боль. И в этой книге обе эти страсти нашли свое место.

Первая все-таки предстает перед нами в качестве молодого человека, который готов распрощаться с жизнью из-за этой злодейки. Человек, познавший страсть азарта и пустившийся в этот омут с головой, — уже не человек, а живой мертвец. Он ходит по крою пропасти и жизнь его в руках изменчивой госпожи Удачи, которая решает, как ей заблагорассудиться, когда сбросить этого несчастного вниз.

Во власти страсти любви оказалась (как всегда) женщина, которая пыталась выхватить заблудшего юношу из рук смерти. «Женщина все постигает сердцем, без слов» — в этом вся наша проблема и проблема главной героини. Уже не молодая, скучающая, истосковавшаяся по любви женщина и не ожидала, что ее жизнь так круто изменится за каких-то 24 часа. Но тут в ее жизнь врывается молодой, красивый с невероятными рука и все − пиши пропало. Думала ли она, что, спасая несчастного, она губит себя? Думала ли она, что ей понадобиться несколько десятков лет прежде чем шрам, некогда оставленный жаркой страстью тех 24 часов, исчезнет? Нет и еще раз нет! А кто об этом думает?! Она отдалась страсти без колебаний, впустила ее в свою жизнь не задумываясь и, как результат, была вынуждена потом всю жизнь носить боль разочарования в своем сердце. «Но время обладает великой силой, а страсть умеряет жар души», и в конце концов она все-таки решается на исповедь, которую так долго носила в себе, наконец-то облечь в слова. И лишь тогда «камень свалится с моей души, ляжет всей своей тяжестью на прошлое, и оно уже никогда не воскреснет».

P.S. Спешу заверить, что в этом году будет еще много Цвейга, но в этом месяце все-таки стоит дать возможность кому-нибудь еще. Вот только кто это будет…

Оставьте комментарий